Состав войска Александра Невского

12.09.2023
Князь Александр Невский -  древнерусский полководец и политик, на чьем счету не одно выигранное сражение. Каким же было войско русского князя, каков был состав дружины?
 
9S4LOI_n5xk.jpg
Серов В. А. "Ледовое побоище"

Александр занимал престолы разных княжеств: в 1249-1263 он был великим князем Киевским, с 1252 по 1263 год - великим князем Владимирским (1). Не раз он занимал и Новгородский княжеский престол. Но вне зависимости от региона его княжения основой войска Александра оставалась дружина – ядро древнерусских воинских формирований(2)
Русская дружина представляла собой достаточно простое в организации воинское сословие. В отличие от Европейского рыцарства, дружина не выполняла феодальных функций, а «кормилась» с княжеского стола, то есть находилась на полном содержании и обеспечении князя, а также имела право на часть добычи в битве. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав старшей дружины входили бояре (3).
Боярство на Руси выступало в качестве землевладельцев, бояре были аналогами феодалов Европы (4). Представителями боярства, как правило, были рода, длительное время проживавшие на территории того или иного княжества. По мнению многих современных историков, они выполняли не только военные, но и административные функции в городском или государственном аппарате управления (5)
Как уже говорилось выше, дружина выступала ядром русского войска. Она была весьма немногочисленна, но представляла из себя хорошо подготовленное, снаряженное, мотивированное войско профессионалов, у которых военное дело поколениями передавалось по наследству (6). Данная военная организация позволяла оперативно и своевременно реагировать на подавляющее большинство угроз, в особенности на больших территориях, таких, например, как Новгородское княжество. Малочисленность и высокий уровень подготовки позволял в короткие сроки собрать хоть и небольшой, но обладающий высоким военным потенциалом отряд. Благодаря этим преимуществам Александру удалось в короткие сроки собрать боеспособное и хорошо управляемое войско для отражения сначала Шведской, а затем и Ливонской угрозы. 
Помимо княжеской дружины, члены которой могли быть представителями разных русских княжеств, Новгородская земля имела также и так называемое городское ополчение. Хотя оно и собиралось в крайне редких случаях, но также представляло из себя самостоятельное и боеспособное войско, аналог княжеской дружины, в состав которой входили, как правило, самые зажиточные и влиятельные горожане – новгородское, городское боярство, возглавляемое городским посадником (7)
Это был важный момент, ведь в средние века не было национальной идентичности, и «своим» считался лишь житель одного города или одного княжества. Поэтому честь защищать родные рубежи предоставлялась только коренным жителям.  Князь же был лицом приглашаемым, как и его дружина, и являлся первым уровнем обороны новгородского княжества. Вместе с князем приходила и его дружина. Сделано это было с той целью, чтобы князь, почувствовав свою значимость, не смог захватить престол вольного княжества Новгородского. Исключением не был и святой князь Александр. 
Летописные источники доносят информацию о категории воинов, называемых «Шестниками» (8). Таким термином обозначаются приглашенные на время союзные воины, однако такое встречалось редко. Летописи не доводят до нас информации о подобной воинской категории в составе дружины Александра, однако нам точно известно, что в XIII  веке на службе у Новгорода они были.  Этнический состав данной категории нам неизвестен. Этим термином могли обозначаться князи-изгои со своими дружинами, которых Новгород мог призывать на помощь князю на время ведения войн. Как правило, эти дружины набирались на территориях русских княжеств. Воины, имеющие иностранные корни, насильно принимали православие – так, например, случилось с князем Довмонтом, бежавшим в Псков из Литвы в 1265 году с воинами и родственниками в количестве трехсот человек (9).
Есть версия, что в состав новгородских Шестников могли входить представители зависимых племен, проживавших на территории современной Финляндии – например, вепсов, или карелов-ливвиков, или ижорцев (10). Они проживали как на территории Новгородской республики, так и на территории фронтира - ничейной земли, находившейся на территории современной Финляндии. Эти племена платили дань в том числе и Новгородскому посаднику, а в случае войны обязаны были присылать воинские контингенты для защиты своей метрополии – Новгорода (11). Северные союзники в те времена находились еще на родоплеменном уровне развития и поэтому не могли выставить профессиональное конное войско. Союзные контингенты Шестников не могли выполнять многие задачи и привлекались или в качестве обозных слуг, или в качестве гарнизонов, охраняя стационарные поселения, поскольку традиции постройки укреплений или замков на Руси не существовало. 
Основой тактики русской дружины был быстрый и маневренный конный бой. Дружина быстро и оперативно решала различные боевые задачи -  проведение разведки, совершение диверсий и, конечно же, участие в сражениях (12)
Подводя итоги, можно сделать вывод, что основой любого войска Древней Руси были представители  княжества, которое и выставляло дружину, следовательно, этнический состав Новгородского войска, и, в частности, дружины князя Александра Невского, был однородным. Сам Новгород приглашал князей с их дружинами на защиту, а потому помимо новгородцев в защите северных рубежей участвовали и представители других княжеств – дружина, которая приходила вместе с князем. Что касается представителей различных подчиненных племен, они в новгородское войско привлекались крайне редко. Было невыгодно содержать слабо подготовленные племенные ополчения в постоянной боеготовности, поскольку было проще и эффективнее нанять хорошо подготовленную дружину. 

Автор: Верещагин Станислав Дмитриевич - Магистр исторических наук, 
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 291 

Примечания:
(1) Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеа-лоптчрское исследование / В.Л. Янин. − М.: «Наука» 1981.
(2) Житие святого Эрика. Шведские исторические сочинения. Пер. с шведского А.Д. Щеглов.  – СПб, Евразия, 2021.
(3) Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеа-лоптчрское исследование / В.Л. Янин. − М.: «Наука» 1981. 
(4) Максимов С. Г. Русские воинские традиции. / C.Г. Максимов— Москва: Вече, 2010.
(5) Свердлов М. Б. Генезис и структура русского войска / М. Б. Свердлов — М.: Наука, 1983
(6) Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. / И.Я. Фроянов . – СПБ.: Ленинград 1980.
(7) Свердлов М. Б. Генезис и структура русского войска / М. Б. Свердлов — М.: Наука, 1983
(8) Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. ‒ М.; Л., 1950.
(9) Полное Собрание Русских Летописей. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. Т. 43. ‒ М.: Языки славянской культуры, 2004.
(10) Долгов В, Савинов Михаил. Дружинники Древней Руси. Русские рати в бою./В. Долгов  — Москва: Эксмо, Яуза, 2012.
(11) Шаскольский, И.Н. Проблема этногенеза прибалтийско-финских племен юго-восточной Прибалтики в свете данных современной науки / И.Н. Шаскольский– Л.: Наука, 1979.
(12) Максимов С. Г. Русские воинские традиции. / C.Г. Максимов— Москва: Вече, 2010. 

Список литературы
1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. ‒ М.; Л., 1950. ‒ 642 с.
2. Полное Собрание Русских Летописей. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. Т. 43. ‒ М.: Языки славянской культуры, 2004. ‒ 370 с.
3. Житие святого Эрика. Шведские исторические сочинения. Пер. с шведского А.Д. Щеглов.  – СПб, Евразия, 2021. – 288 с. 
4. Долгов В, Савинов Михаил. Дружинники Древней Руси. Русские рати в бою./В. Долгов — Москва: Эксмо, Яуза, 2012.— 384с
5. Максимов С. Г. Русские воинские традиции./ C.Г. Максимов— Москва: Вече, 2010.— 320с
6. Свердлов М. Б. Генезис и структура русского войска / М. Б. Свердлов — М.: Наука, 1983, ‒ 244 с.
7. Стефанович П. С. Знать и военные слуги в социально-политической структуре древнерусского государства в X-первой трети XII в./ П.С. Стефанович ‒ М., 2014.- 553 с.
8. Тихомиров М. Н. Условное феодальное держание на Руси в XII в. // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. / М.Н. Тихомиров – М.: «Београд» 1952. –337 с.
9. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. / И.Я. Фроянов . – СПБ.: Ленинград 1980. – 127 с.
10. Шаскольский, И.Н. Проблема этногенеза прибалтийско-финских племен юго-восточной Прибалтики в свете данных современной науки / И.Н. Шаскольский– Л.: Наука, 1979. – 521 с.
11. Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование / В.Л. Янин. − М.: «Наука» 1981. − 301 с.

Расскажите об этой новости