Подвиг молодежи. Школьники и студенты Калининского района во время Великой Отечественной войны.

07.09.2023
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда - тяжелейшее испытание, которое жители нашего города смогли достойно вынести, и несмотря на нечеловеческие условия показали примеры мужества и героизма. Ленинградцы не сдавались: сажали огороды на месте клумб, спасали город от пожаров, сбрасывая бомбы с крыш, проводили субботники. И наравне со всеми работали и самые юные: школьники и студенты.

H9X0sm7-BRA.jpg

Сотрудники механических мастерских политехнического института. Фото из архива ВИК “Наш Политех”


В годы Великой Отечественной войны в Калининском районе Ленинграда продолжали работу сразу несколько учебных заведений. 

Осенью 1941 года школьные занятия начались с октября, для ряда школьников с ноября. Школьные занятия не редко приходилось проводить в бомбоубежищах, в которые специально для этого перенесли парты и школьные принадлежности. Не хватало обычной канцелярии - приборов для письма и тетрадей, порой писать приходилось на старых газетах между строк. Во время суровых блокадных зим чернила замерзали, поэтому ученики стали использовать вместо них карандаши. Из-за слабости не все дети могли прийти на уроки, не легче приходилось и учителям. Но тем не менее, были школы, которые не прекращали работу на протяжении всей блокады. 

Одна из них– школа №138 (ранее №7) Калининского района, которая сейчас располагается по нескольким адресам на Полюстровском проспекте и улице Антоновской. До войны она занимала историческое здание на улице Комсомола д.4. Во время блокады школа несколько раз меняла адреса, располагалась в бомбоубежище. Осенью 1941 года занятия и вовсе велись в квартире.  Многим ученикам школа практически заменила дом. Директор Надежда  Андреевна Малинина уже во вторую блокадную зиму смогла наладить питание учеников, школу отапливали и даже устраивали в ней праздники. Старшие ребята помогали в строительстве оборонительных сооружений, собирали лекарственные травы, трудились на заводах, выращивали и собирали урожай в подсобных хозяйствах, помогали ухаживать за ранеными – школа шефствовала над одним из госпиталей. 

Многие из студентов Калининского района, а порой и школьников, которые прибавляли себе возраст в документах, добровольцами ушли на фронт. Например, на территории студенческого городка Политехнического института  (тогда Ленинградским политехническим институте имени М.И. Калинина) был открыт призывной пункт Ленинградской армии народного ополчения. Всего за годы войны на фронт ушли около 3500 студентов и сотрудников Политеха.

Те же, кто остались, продолжали учёбу. В осажденном городе даже продолжалась даже защита диссертаций. Сохранились воспоминания, что занятия порой проходили в общежитии или в квартирах у профессоров. 

Также  студенты самоотверженно трудились в госпиталях и мастерских институтов. В Политехе в главном корпусе был открыт госпиталь №11/16, где студентки помогали ухаживать за ранеными.

Всё производство было переведено на военные нужды, в бывших учебных мастерских студенты изготавливали корпуса для снарядов и гранат, детали для автоматов, велись научные разработки. 

Благодаря группе сотрудников института  во главе с профессором В. М. Андреевым было внедрено в производство новых технологий литья снарядов и мин. Учёными были разработаны незамерзающие смеси для радиаторов машин, велись консультации по вопросам производства и обработки цветных металлов, стали и чугуна. Сотрудники Политеха С.С. Голушкевич, П.П. Кобеко, Н.М. Рейман и А. Р. Шульман участвовали в разработке режима работы зимней Дороги жизни. Сергей Александрович Базилевский принял участие и в создании летней Дороги жизни, разработав проекты транспортных барж и паромов, которые могли перевозить перевозить через Ладогу различные грузы вплоть до цистерн и паровозов.

В  Лесотехнической академии в начале войны занятия были прерваны, около 1000 сотрудников и студентов были призваны в ряды РККА, около 400 ушли в ополчение. Оставшиеся трудились в подшефном госпитале и в мастерских, где изготавливали около 27 видов необходимых  для фронта товаров, в том числе комплектующие для пистолетов-пулеметов Дегтярева. 

Электромеханические мастерские наладили выпуск дивизионных и полковых радиостанций. Для нужд госпиталей производился экстракт из хвои (настой витамина «С») и концентрат витамина «А», также выпускали хлороформ - обезболивающее средство, использовавшееся во время хирургических операций. Экспериментальная группа кафедры химических производств разработала рецептуру вязких горючих жидкостей для зажигательных снарядов из продуктов лесохимии. Было налажено производство горючей смеси для противотанковых бутылок («коктейль Молотова»).

 Один из профессоров академии В.И Шарков выступил с предложением по производству пищевой целлюлозы и дрожжей из опилок, быстрое внедрение которого сократило количество смертей от голода. В.И. Шарков был в 1942 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени, за годы войны было произведено более 16 тыс тонн продукции, спасшей тысячи жизней.  В момент острой нехватки спичек на базе Академии наладили их производство. 

Несмотря на холод и нехватку древесины для отопления помещений, удалось сохранить парк Академии, обладавший уникальной коллекцией различных лесных культур. В парке также были размещены штаб военно-воздушных сил и штаб противовоздушной обороны Краснознаменного Балтийского флота,  возведены системы долговременных подземных и надземных железо-бетонных укреплений. 

Преподаватели, студенты и школьники, замерзали, трудясь в мастерских, но парк, который собирался многие годы, пережил блокаду. В августе 1943 года еще до полного снятия  блокады в Академии были восстановлены занятия. Силами студентов восстанавливался пострадавший в блокадные годы парк. В том же 1943 году силами сотрудников и студентов были собраны средства на создание танковой колонны “Киров”, за что Академия получила благодарственное письмо И.В. Сталина.

Трудно переоценить подвиг студентов и школьников блокадного Ленинграда. Они влились в ряды РККА и ополчения, встали за станки в мастерских, заменив взрослых квалифицированных работников, вместо часов отдыха дежурили на крышах, сбрасывая снаряды и предотвращая пожары, ухаживали за ранеными, продолжали учебу в самых тяжелых условиях и внесли свой вклад в победу.


z-TdWjhG4qo.jpg

Производство спичек в Лесотехнической академии. Фото предоставлено ВИК “Наш Политех”



Источники:
  1. 900 героических дней: Сб. документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг./ Сост. Х.Х.Камалов, Р.В.Серднак, Ю.С.Токарев. – М.;Л.: Наука, 1966. – 424с.

  2. 3 ноября начинается учебный год. / Ленинградская правда. – 1941. – №256 (8049). С.4.

  3. Буров А.В. Блокада день за днем. – Л.: Лениздат, 1979. – 480 с.

  4. Гланц Д. Блокада Ленинграда 1941-1944. – М, 2009.

  5. Гончарова Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943–1945 гг. и его отражение в литературе и кинематографе. – Издательский дом Высшей школы экономики», 2013. – 28 с.

  6. Данилов П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – 2004. - № 3- С.38

  7. Ковальчук В. М. Очерки истории Ленинграда. Т. 5. – Л., 1967.

  8. Комаров Н. Я. Феномен блокадного Ленинграда. – М., 2008.

  9. Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда, 1941-1944: 900 героических дней. – М., 2004.

  10. Крюков А. Ради спасения: дети и музыка в осажденном Ленинграде. СПб: "Композитор", 2013. – 299 с.

  11. Ленинград в осаде: сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. – СПб, 1995.

  12. Ломагин, Н.А. Неизвестная блокада: В 2 т. / Н.А. Ломагин. – СПб.: Нева, 2002. – 267 с.

  13. Мухина Е. "Сохрани мою печальную историю...". Блокадный дневник Лены Мухиной. – М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2015.

  14. Петерсон В. Дневник Вали Петерсон. // Детская книга войны. Дневники 1941-1945. М.: Аргументы и факты, АиФ. Доброе сердце, 2015. С. 223-229.

  15. Ползикова-Рубец К. Они учились в Ленинграде. – М., 1954. – 48 с.

  16. Ползикова-Рубец К.В. Дневник учителя блокадной школы (1941-1946). СПб.: Тема, 2000.

  17. Учителя школы, которая проработала всю блокаду: «Ручки заменили на карандаши: чернила замерзали». // https://www.spb.kp.ru/daily/26933/3983734 (дата обращения: 29.10.2020).

  18. Блокадные дневники и документы. (Серия: «Архив Большого Дома») / Сост. С. К. Бернев, С. В. Чернов. Издание 2-е, дополненное и исправленное. СПб.: Европейский Дом, 2007. 468 с.

  19. Алмазов Б.А. Наследие Политеха - достояние России / [Б.А. Алмазов]. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2019. - 285, [12] с. 

  20. https://apni.ru/article/1354-shkolnie-budni-detej-blokadnogo-leningrada

Расскажите об этой новости