Уроки в KOD: Первая Мировая война

17.01.2020
Уроки в KOD: Первая Мировая война

С 13 по 16 января в Центре перемещений во времени KOD прошёл третий блок Уроков живой истории на тему “ХХ век. Авиация. Асы Первой Мировой войны".
Программа, как и ранее, проводилась командой МОО СРВИР “Доблесть веков” при поддержке Администрации Калининского района, и благодаря победе в конкурсе Фонда Президентских Грантов Российской Федерации в 2019 году.

Несмотря на своё название, Урок освещал не только область авиации, но и проливал свет на более широкую тему, а именно историю Первой Мировой войны, ход её ведения, и её влияние на последующие войны. Собственно, непосредственно авиации была посвящена только одна часть урока, а именно виртуальная реальность. 
DSC07427.JPG
Первая часть урока, лекция, была посвящена Первой Мировой войне в целом, начиная от причин её возникновения и убийства эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда, и заканчивая выходом российского государства из войны и подписанием Брестского мирного договора. Акценты были сделаны на стратегии ведения боевых действий и тех изменениях, которые произошли за Первую Мировую войну, или “Великую войну”, как её называли до 1939 года.
Впервые за всю длинную мировую историю войн, боевые действия приобрели характер окопной войны. Вследствие этого появились новые подразделения войск, такие как самокатчики. Впервые было применено химическое оружие в подобном масштабе, и впервые оно стало столь катастрофически опасным. Использование газа хлора, который оседал на земле, и о котором ещё так мало было известно, позволило за одно-единственное сражение в мае 1915 года погубить более 9 тысяч российских солдат, ведь они приняли приближающееся зелёное облако за простую дымовую завесу и не имели никакой защиты против него. В ответ на использование химического оружия, были оперативно разработаны средства индивидуальной хим.защиты: противогазы и маски различной комплектации.
DSC07255.JPG
После лекции шла очередь интерактивной части Урока. Здесь учащимся предлогалось познакомиться с оружием начала XX века, спасти раненого товарища в полевом госпитале, и, надев противогаз или маску, принять участие в соревновании по метанию гранаты (точнее, макета гранаты) в противника.
DSC07775.JPG
На экспозиции, которая составляла часть зоны интерактивов, можно было увидеть (и потрогать) образцы вооружения начала XX века, средства индивидуальной хим.защиты и индивидуальной защиты пехоты, например, противогаз и переносной крепостной щит.
Отдельный стенд составляли инструменты полевого врача, где широко были представлены инструменты для операций, шприцы, средства диагностики и перевязки.
DSC07320.JPG
Интересный факт, большую часть, около 70% представленных на экспозиции предметов представляют оригинальные (!) изделия начала XX века. В основном, это предметы из личных коллекций или доставшиеся от предков. Точно такие же предметы, а порой, и в худшей сохранности, Вы можете увидеть в музее. Но несмотря на неопровержимую ценность для истории, многие экспонаты дети могли потрогать своими руками, а также примерить или сфотографироваться с ними.
DSC07247.JPG
Вот лишь неполный список самых настоящих предметов старины, которые были в эти дни в центре KOD:
- Набор фельдшера
- Макеты гранат (оригиналы)
- Винтовка Мосина
- Шлем ШЛС, также известный как Сольберг М17
- Тесак сапёрный (латунная рукоять оригинальная, а клинок был заменён)
- Кусачки для колючей проволоки
- Наган
- Лопата Линнемана 1915 года выпуска
- Штык периода 1890-1910 годов (оригинал)
- Переносной крепостной щит образца 1913 года
- Переносной стрелковый щит образца 1915 года
- Кокарды
- Прививочник от оспы
- Складная офицерская кровать
Даже очки одного из ведущих интерактивы реконструкторов относятся к началу 20 века! Вот это отношение!
DSC07876.JPG
А дополнительно атмосферу XX века создавала музыка - она проигрывалась на оригинальных пластинках, настоящим патефоном! И пускай звук был не столь чистым, как мы сейчас привыкли, но дух эпохи при нём оживал.

Завершающим этапом Урока была виртуальная реальность. Участники, с помощью новейших технологий современности, совершали головокружительный полёт на бипланах начала XX века. Иногда, буквально “головокружительный” - VR-шлемы имеют свойство оказывать на некоторых людей эффект, подобный “морской болезни”, но на короткое время. Ребята учились “летать” в виртуальных кабинах самолётов, выполняли фигуры высшего пилотажа, а затем принимали участие в воздушном сражении. Полный восторг!
DSC07534.JPG
Приятно, что многие из пришедших на наши Уроки живой истории, были действительно впечатлены, и выражали искреннее желание прийти вновь.
Очень надеемся, что так и будет! Потому что искрящийся неподдельный интерес в глазах дорогого стоит, и мы рады, что такие интерактивные Уроки позволяют детям по-новому взглянуть как на процесс обучения, так и историю в различных её проявлениях.
Расскажите об этой новости